Психологические последствия самоизоляции

Человечеству доступны три основных способа борьбы с массовыми эпидемиями: создание вакцины, выработка коллективного иммунитета и изоляция, предотвращающая распространение возбудителя. Первый вариант занимает много времени, второй унесет большое количество жизней, третий наносит ощутимый удар по экономике. Есть у самоизоляции и последствия психологического характера.

Создание вакцины от коронавирусной инфекции займет как минимум год. Возможно, это произойдет еще позже. К сожалению, лабораторные животные практически невосприимчивы к вирусу, что затрудняет проведение доклинических испытаний препаратов. Поэтому остается только ждать, пытаясь справиться с возникающими психологическими проблемами.

Снижение иммунной защиты организма и онкологическое заболевания

Люди являются приматами, а все приматы — существа, неспособные жить вне социума. Существование их напрямую зависит от общения с собратьями. Психологи считают, что отсутствие общения — настоящее испытание. И влияет она не только на психологическое благополучие, но и на соматическое здоровье.

Британские исследователи доказали, что у стариков, испытывающих дефицит общения, на четверть повышается вероятность ранней смерти. Аналогичные данные были получены в начале 2006 года, когда проводилось исследование 2800 женщин, страдающих от онкологических заболеваний. Люди, избегающие прямых контактов с людьми, умирали в пять раз чаще, чем коммуникабельные пациентки.

Данная закономерность распространяется на все возрастные группы. Оказалось, что долговременная изоляция увеличивает риск смерти почти на 30%. Американские исследователи доказали, что люди, не имевшие возможности удовлетворить потребность в общении, имеют менее активный иммунитет, что чревато развитием инфекционно-воспалительных и онкологических заболеваний. Одновременно у одиноких людей повышается уровень кортизола — гормона стресса. Все это в комплексе и приводит к ухудшению состояния здоровья.

Тревожность и нарушенное восприятие

Майкл Бонд, автор книги «Сила других людей», занимался исследованием тотального одиночества. Он описывал влияние долговременной изоляции на психику. Бонд приводит в качестве примера историю Сары Шурд, которая два месяца просидела в тегеранской тюрьме в одиночной камере. Этого срока хватило на то, чтобы Сара начала видеть галлюцинации в виде световых вспышек. Однажды она даже слышала раздавшийся неподалеку крик. Кричала сама Сара, но ей казалось, что это — другой человек.

Такие случаи распространены. В середине ХХ века проводились многочисленные исследования, посвященные полной изоляции от общества. Интересный эксперимент был организован психологом Дональдом Хеббом, работавшем в университете МакГилл. Волонтерам предложили несколько недель просуществовать в абсолютной изоляции.
Испытуемые помещались в комнату со звуконепроницаемыми стенами. Кондиционеры заглушали посторонние шумы. Чтобы изоляция была более полной, студенты были одеты в перчатки и очки, а также носили на голове поглощающие звуки подушки. Это было нужно для того, чтобы прервать поступление в мозг любой информации извне.

Через два часа студенты начинали мучиться от тревоги. Чтобы преодолеть тишину, они начинали разговаривать сами с собой и петь. Еще через некоторое время испытуемые начинали беспокоиться, снижались их когнитивные способности. У них начинали вызывать затруднения ассоциативные тесты и решение арифметических задач. Некоторые начинали видеть галлюцинаторные образы: голоса и вспышки света. Часть испытуемых жаловались на тактильные галлюцинации: им казалось, что кто-то бьет их током.

После окончания эксперимента испытуемым было сложно вернуться к нормальной жизни. Еще некоторое время им казалось, что окружающие предметы меняют размер или форму.

В 2008 году аналогичный эксперимент провел Ян Роббинс. На двое суток он поместил шестерых человек в помещение со звуконепроницаемыми стенами. Вскоре люди стали тревожными и излишне эмоциональными, появились галлюцинации. Связано это с тем, что без внешних раздражителей мозг начинает конструировать субъективную реальность. Явление это описано под названием «тюремный психоз»: он часто встречается у людей, вынужденных пребывать в одиночном заключении.

Восприятие времени и спелеология

С изменением восприятия времени связано сочетание изоляции и отсутствия солнечного света. Мишель Сиффре, спелеолог из Франции, исследовал этот феномен. В 1962 году он на две недели отправился изучать альпийские ледники. Все это время он пробыл под землей, оставив часы на поверхности.

Оказалось, что две минуты в пещере равнялись пяти минутам вне пещеры. С аналогичным феноменом столкнулся Маурицио Монталбини. В 1996 году итальянец прожил под землей целый год. Когда эксперимент закончился, Монталбини полагал, что прошло более полугода. Как итог – день, проведенный в пещере равнялись двум суткам на воле.

В темноте биологические часы перестраиваются. Сутки субъективно длятся 48 часов: 36 человек бодрствует, а 12 спит. Этим исследователи объясняют сонливость, наступающую, когда на улице ненастная погода.

Алкоголизм

Из-за скуки и безделья в период самоизоляции у многих людей усиливается тяга к алкоголю. Эффект этот может быть кратковременным или длительным. Например, во время эпидемии атипичной пневмонии 549 медиков оказались на самоизоляции на длительный срок или были вынуждены буквально жить в «красной» зоне. Все они сообщали, что у них усилилась тяга к алкоголю, причем эффект этот сохранялся в течение трех лет после изоляции.

Риск возрастает, если у людей нет доступа к информации о причинах случившегося. Проблемы возникают, если срок изоляции превышает несколько недель. Вклад в это вносит как отсутствие общения, так и мысли о будущем финансовом кризисе и непредсказуемость дальнейшего развития событий.

Семейные проблемы

Больше всего от последствий самоизоляции страдают старики, а также те, кто страдает психологическими расстройствами. Еще одна «мишень» – дисфункциональные семьи. Во время изоляции случаются эпизоды домашнего насилия и увеличивается количество разводов. Если в семье дела идут хорошо, совместная изоляция наоборот укрепляет отношения.

Дети в изоляции от внешнего мира страдают от невозможности общаться со сверстниками и много гулять. Общаясь, дети развивают эмоциональную и когнитивную сферы личности, совершенствуют коммуникативные навыки. Из-за долгой депривации у них может развиться застенчивость, они начнут испытывать тревогу перед встречей с другими людьми.

Пути решения проблем

Большую часть информации о собеседнике мы получаем по невербальным каналам. Поэтому рекомендуется общаться с друзьями с помощью видеосвязи. Можно устраивать «перерывы» на обед или кофе с коллегами, обмениваться репликами в мессенджерах. Это позволит дать понять собеседнику, что вы воспринимаете общение с ним как ценность. Помочь может оказание помощи другим людям. Занятие волонтерством помогает найти единомышленников и почувствовать себя полезным обществу.

Позитивный настрой, использование свободного времени для совершенствования своих навыков, регулярная физическая активность: все это поможет пережить период самоизоляции с минимальными потерями!

Підтримайте