Новый год: от древних обрядов жертвоприношения до советской пропаганды. Тайны праздника и его зловещие корни.
Каждый год, встречая Новый год, мы погружаемся в атмосферу веселья, подарков и праздничных атрибутов — ёлки, гирлянды, Дед Мороз и Снегурочка. Однако, за яркими огнями и радостью скрываются древние обряды и зловещие истории, которые связывают Новый год с ритуалами жертвоприношений и кровавыми традициями.
Как же эти обряды перекликаются с современными символами праздника?
И что на самом деле скрывает этот, казалось бы, безобидный праздник?
Древние обряды и жертвоприношения
История Нового года начинается задолго до нашей эры, когда в разных культурах существовали ритуалы, связанные с циклом природы. Один из таких обрядов — почитание богов, которые, по верованиям, даровали урожай и защищали от бед. В Древнем Риме, например, Новый год был связан с праздником в честь бога Януса — покровителя дверей и переходов. В этот день люди приносили жертвы, чтобы обеспечить себе удачу на весь год.
Однако, не все обряды были столь мирными. В некоторых культурах существовали жертвоприношения, целью которых было умилостивить божеств и обеспечить процветание. Одним из таких обычаев был культ плодородия, где людей или животных приносили в жертву в знак благодарности за урожай. Эти древние обряды, хотя и забыты, оставили свой след в современных традициях, например, в символике богатства и изобилия, которая присутствует на новогодних столах.
Зловещая история Деда Мороза
Одним из самых популярных символов Нового года является Дед Мороз, добрый старик с подарками. Однако его образы и легенды имеют не такую уж безобидную историю. Дед Мороз в своей нынешней форме — это результат синтеза различных мифологических персонажей, но корни его образа уходят в более тёмные времена.
История Деда Мороза начинается с мифов о зимних духах, которые в разных культурах могли быть как добрыми, так и злыми. В славянской мифологии существовал персонаж Мороз, который был воплощением зимних холодов. Он мог быть как добрым старцем, так и жестоким и беспощадным существом, которое карало непослушных. В некоторых источниках Мороз описан как злой дух, который мог унести детей или заморозить их.
С переходом к христианству и преобразованиями в народных традициях, этот образ был смягчён и адаптирован к новым реалиям. Однако, многие элементы его мифологии, такие как строгость и кара, остались в памяти народа.
Кто придумал Новый год?
Новый год, как праздник, не всегда был таким, каким мы его знаем сегодня. Его история претерпела множество изменений. В Древнем Риме Новый год начинался 1 марта, а в Средневековье в разных странах отмечали начало года в разные даты. В России же до Петра I Новый год начинался в сентябре, что было связано с церковным календарём.
Петр I, реформируя страну, установил 1 января как начало года, а также ввёл западноевропейские традиции празднования Нового года.
Однако, по-настоящему массовым праздник стал в Советской России, где его цель была не только культурной, но и политической.
Новый год и коммунисты: как внедряли праздник
После Октябрьской революции Новый год был под запретом, поскольку ассоциировался с царским режимом и религиозными праздниками. Однако, в 1920-х годах, в рамках борьбы с церковью и религиозными традициями, коммунистическая власть начала активно внедрять Новый год как светский праздник. Было решено заменить религиозные праздники на праздники "культуры и труда".
В 1935 году был официально восстановлен Новый год, но с новым акцентом: вместо религиозных символов в центр праздника поставили символы социалистической идеологии — ёлку, подарки и Деда Мороза, который стал более близким к советской пропаганде. В этот период также появилась традиция дарить подарки и устраивать массовые гулянья. Новый год стал частью пропаганды советской власти, подчеркивая достижения страны и создавая атмосферу единства и праздника.
Пропаганда алкоголя в Советском союзе
После Октябрьской революции и восстановления Нового года как светского праздника в Советском Союзе, алкогольные напитки стали неотъемлемой частью новогодних торжеств. В СССР Новый год был временем массовых гуляний, и вино, шампанское и водка стали символами праздника. В это время алкоголь начал активно ассоциироваться с атмосферой "праздника", "победы" и "новых начинаний".
В известных новогодних фильмах, таких как советские "Блондика", "Ирония судьбы" или западные "Один дома" и "Реальная любовь", сцены с застольем и алкоголем часто становятся ключевыми моментами праздника. Люди, смотря эти фильмы, ассоциируют Новый год с весельем, которое невозможно представить без бокала шампанского или рюмки водки.
Обряд украшения ёлки и красная звезда
Обряд наряжания ёлки имеет глубокие корни в древних языческих традициях. В Европе до христианства существовал обычай украшать деревья в зимний период, как символ плодородия и вечного цикла природы. С приходом христианства этот обычай был адаптирован, и ёлка стала символом Рождества. В России ёлка как праздничный атрибут появилась в конце XVIII века, а в массовую традицию вошла в XIX веке.
В некоторых древних культурах, в том числе у кельтских народов, существовал ритуал украшения деревьев, который был связан с жертвоприношениями.
Одним из таких обычаев было использование частей животных — окровавленных органов, рогов, шкур или костей — для украшения деревьев.
Это символизировало связь с природными силами и божествами, которые могли даровать плодородие. Красная звезда на верхушке ёлки может быть отголоском этих древних обрядов, символизируя не только власть, но и связь с животными и жертвоприношениями.
Снегурочка и её кельтские корни
Снегурочка — один из самых узнаваемых персонажей новогодних праздников, однако её образ также имеет древние корни. Снегурочка в русской традиции — это внучка Деда Мороза, которая помогает ему раздавать подарки. Однако её образ имеет параллели с мифами и легендами кельтских народов.
У кельтов существовал персонаж, называемый "Снежной девой" или "Зимней девой", который олицетворял зиму и холод. Она была духом зимы, но в отличие от сурового Мороза, её образ был более мягким и нежным.
В кельтской мифологии такие персонажи часто становились воплощением природных сил, как символы зимы и возрождения.
Однако в некоторых источниках встречаются более мрачные версии, в которых Снегурочка (или её аналоги) была жертвой зимнего обряда, что бы зима была не такой тяжелой.
Её привязывали к дереву, чтобы она "замерзала" и "синела", что символизировало смерть и возрождение природы.
Синее платье Снегурочки в русском фольклоре может быть связано с этим образом — как напоминание о её трагической судьбе.
Новый год — это праздник с богатой и многослойной историей, в которой переплетаются древние обряды, религиозные традиции и политические преобразования. За яркими атрибутами скрываются глубокие исторические корни, от которых, возможно, нам и не хочется знать всего. Однако важно помнить, что праздник, который мы отмечаем сегодня, имеет свою тёмную сторону, и его символы не всегда были такими безобидными, как кажутся на первый взгляд.
Злые духи Нового года: поверья народов мира
1. Персефона (Древняя Греция)
- Персефона — богиня, которая олицетворяла зиму и смерть. В мифах она проводила часть года в подземном мире, что символизировало зимний период, когда природа "умирает". В это время мир становился холодным и безжизненным.
- Смертельная холодность и тьма, наступающие с её возвращением в подземное царство, заставляли землю "засыпать", а её возвращение на поверхность приносило весну и возрождение.
2. Морозко (Славянская мифология)
- Морозко — злой дух зимы, олицетворение холода и жестокой зимы. В некоторых мифах он замораживает людей, особенно тех, кто не соблюдает традиции и не уважает природные силы.
- Способность замораживать людей и животных, превращая их в ледяные статуи. Он также был символом смерти, ведь многие считали, что от его прикосновения можно было погибнуть от холода.
3. Крампус (Германо-австрийская мифология)
- Крампус — демон, сопровождающий Санта-Клауса (или Святого Николая) в рождественских традициях. Он наказывает непослушных детей, пугая их и даже унося в ад.
- Крампус обладает ужасной внешностью: рога, острые зубы, длинный язык и покрытое шерстью тело. Его основное достижение — это устрашение детей, а также похищение их в темные леса, где они могли быть унесены в мир мертвых.
4. Бельсникель (Германия)
- Бельсникель — существо, похожее на Крампуса, но с менее жестокой репутацией. Он приходит в дома в канун Рождества, чтобы наказать непослушных детей. Однако, в отличие от Крампуса, Бельсникель может также подарить детям подарки, если они вели себя хорошо.
- Своим страшным внешним видом (всё в грязной одежде, с маской) он пугает детей, заставляя их бояться его появления. Бельсникель символизирует наказание и моральную строгость.
5. Штрига (Румыния)
- Штрига — ведьма или дух, который может превращаться в животное и приносить болезни и смерть. Она особенно активна в зимний период, когда ночи длинные и тёмные.
- Способность превращаться в различных животных (например, в сову или ворону) и вызывать эпидемии. Также она может напасть на людей ночью, забирая их жизнь или душу.
6. Чёрт (Скандинавия и Восточная Европа)
- В скандинавских и восточноевропейских мифах чёрт ассоциируется с нечистой силой, которая приходит в Новый год, чтобы наказать людей за их грехи и недостатки.
- Чёрт может наслать болезни, неудачи или смерть, особенно в ночное время, когда граница между мирами становилась тонкой. Он был воплощением зла и наказания за плохие поступки.
7. Лемурии (Древний Рим)
- Лемурии — духи умерших, которые восставали из могил в определённые ночи, особенно в мае и в зимний период, когда мир мертвых становился ближе к живым.
- Лемурии приносили болезни, несчастья и смерть, их можно было изгнать только с помощью ритуалов и жертвоприношений. Они были воплощением страха и мракобесия, связанные с темными сторонами зимнего времени.
8. Чуди (Славянская мифология)
- Чуди — злые духи или мифологические существа, которые активизируются в зимний период, особенно накануне Нового года. Они могут принимать облик людей, животных или даже стихий.
- Чуди нападают на людей, пугают их, заманивают в леса или в темные уголки. Считалось, что они могут причинить смерть или превратить человека в безумца, если тот не соблюдал обычаи и традиции.
9. Тамплиеры (Средневековая Европа)
- В некоторых средневековых поверьях считалось, что после наступления зимы, когда ночь длится долго, духи рыцарей-тамплиеров, которые умерли в бою, возвращаются, чтобы забрать души живых.
- Эти духи были жестоки, они могли нападать на людей, забирая их жизни, и часто их появление сопровождалось необычными природными явлениями, такими как сильные метели или гром.
10. Грета (Швеция)
- Грета — злой дух, который приходит в зимний период, чтобы наказать людей, которые забывают о праздниках и нарушают зимние традиции. Она часто ассоциируется с холодом и голодом.
- Грета приносит голод, страдания и смерть тем, кто не почитает зимние праздники. Она может заморозить людей до смерти или насытить их страданиями, превращая зиму в настоящее испытание.
Эти злые духи, связанные с зимним временем и Новым годом, часто олицетворяли темные силы природы, смерти и наказания. Они были частью древних верований, которые объясняли жестокость зимы и наступление холодов как наказание за человеческие проступки. Мифы о таких существах служили напоминанием о том, что зимний период — это не только время праздников и веселья, но и период, когда нужно быть осторожным и уважать силы природы.
Символика и духовная ценность настоящих украинских праздников
Украинские праздники, такие как Різдво, Маланка, Щедрий Вечір и День Святого Николая, наполнены глубоким духовным смыслом и символикой. Они связаны с почитанием природы, семьи, добрых традиций и укреплением связи с предками.
В отличие от советских новогодних праздников, которые часто ассоциируются с потреблением алкоголя и материальными удовольствиями, украинские праздники направлены на духовное очищение, единство и уважение к родным и близким.
Для украинцев, которые обладают богатой историей и уникальными обычаями, есть множество причин, почему им стоит праздновать свои традиционные праздники, а не следовать западным или общепринятым новогодним традициям.
Важно помнить о значении праздников, которые отражают уникальность украинской культуры, и возродить те традиции, которые были утрачены или забыты.