Кто авторитет и кому верить? Шокирующие результаты эксперимента в метро.
Утром 12 января 2007 года в вестибюле вашингтонского метро случилось необычное событие. Здесь, среди спешащих на работу правительственных чиновников и других выпускников лучших американских вузов, начал играть один из самых выдающихся скрипачей мира — Джошуа Белл.
Играл Белл не просто на скрипке, а на легендарной Страдивари стоимостью $3,500,000.
За 43 минуты музыкант исполнил шедевры классической музыки, но на него почти никто не обратил внимания. В его чехол набросали $32 с мелочью.
Эксперимент проводился по заказу газеты The Washington Post и должен был ответить на вопрос: сможет ли человек в бытовой ситуации узнать и оценить искусство высочайшего класса? Ответ оказался неутешительным.
То утро показало: мы не замечаем красоту искусства, если оно выпадает из привычных рамок. Для одних это слишком неожиданно, для других — невовремя. Даже те, кто знаком с именем Джошуа Белла и ходит на его концерты, прошли мимо в то утро.
Это наглядно показывает, что человек часто оценивает окружающее не по сути, а по сопутствующим обстоятельствам: месту, времени, оформлению. Поэтому вопрос веры и авторитета становится крайне важным во всех областях жизни. Ведь часто наши собственные мнения банально зависят от того, кому мы решили довериться.
Интересно рассмотреть результаты эксперимента через призму эффекта Даннинга-Крюгера. Этот психологический феномен описывает склонность людей с низким уровнем компетентности в определённой области переоценивать свои способности, в то время как эксперты, наоборот, склонны недооценивать свои знания. В контексте эксперимента это означает, что большинство прохожих, не обладая глубокими знаниями в классической музыке, не могли распознать мастерство Белла и исключительность его исполнения. Они не осознали, что стали свидетелями уникального события, так как не имели достаточного уровня подготовки, чтобы оценить это.
С другой стороны, эффект Даннинга-Крюгера может объяснить, почему многие из нас уверены в своих способностях «узнавать» искусство или талант, полагая, что если что-то важно или ценно, это обязательно будет очевидно. Эксперимент Джошуа Белла показал, насколько ошибочна эта уверенность. Мы склонны судить о качестве не по сути, а по внешним признакам и обстоятельствам, что делает нас уязвимыми для пропуска по-настоящему значимых моментов.